Архитектурный стиль, названный с легкой руки главного архитектора Москвы Сергея Кузнецова «эмоциональное техно», emo-tech или эмо-тек, уверенно развивается в столице. Его отличительные черты — яркие образы, «граничащие с артистизмом» в сочетании с высокими технологиями и смелыми инженерными решениями.
Чем он отличается от других стилей архитектуры? Есть ли похожие примеры в мире? Станет ли эмо-тек международным мейнстримом или будет решением для отдельных объектов? Что о нем думают реальные участники девелоперского рынка?
Характеристики новейшего стиля
Термин «Эмоциональное техно», по словам его создателя Сергея Кузнецова, появился неслучайно. Во время интенсивного развития технологий и материалов, позволяющих реализовывать самые смелые проекты, о которых раньше можно было только мечтать, на первый план вышло эмоциональное восприятие архитектуры. Решения, способные удивить, несущие некий чувственный заряд, стимулирующие живой ответный отклик. Именно в этом основное отличие эмо-тека от хай-тека.
Сегодня мы можем позволить себе делать реально высокотехнологичные вещи — и при этом яркие, запоминающиеся, выглядящие нетривиально и вызывающие эмоции. Если вы, глядя на проект, все это чувствуете, можно сказать, что архитектурный стиль у здания эмо-тек. Не знаю, приживется ли мой термин, должно пройти время.сказал в одном из интервью Сергей КузнецовОдин из ярких примеров сочетания высокотехнологичности и эмоциональности — жилой комплекс «Бадаевский». Новый уровень проектирования и архитектурного программного обеспечения помогли создать «горизонтальный небоскреб». Здание на 35-метровых сваях над историческими постройками Москвы спроектировали в трехмерной проекции, обеспечив наиболее полное представление о его реализации.
Представителей стиля эмо-тек в столице можно найти много. Главный архитектор Москвы назвал сразу несколько знаковых и узнаваемых объектов — новая Бауманка с мембранным решением защитного купола над частично закрытой площадью; парк «Зарядье», где впервые в мировой практике выстроен «парящий» над рекой мост, под землей разместился зал филармонической музыки с первоклассной акустикой, а парк с зеленью и деревьями скрывает инженерные сооружения, технологические выводы и коммуникации площадью почти 80 тыс. кв. м.; дворец художественной гимнастики Ирины Винер-Усмановой в «Лужниках», кластер «Ломоносов» МГУ на Воробьевых горах, RED7 на Садовом кольце и многие другие.
Есть ли в мире emo-tech?
Эмо-тек открывает широкое поле для творчества. Сложные решения фасадов, использование приемов бионической архитектуры, смелые цветовые сочетания.
К стилю emo-tech можно отнести многие мировые шедевры современной архитектуры
Это творения Захи Хадид, такие, как исследовательский центр в Эр-Рияде (Саудовская Аравия), где изучают нефть и альтернативные энергетические ресурсы планеты. Здание неслучайно напоминает биоструктуру с ячейками наподобие пчелиных сот — их можно дополнять новыми корпусами и секциями. Технологические решения поддерживают эко-концепцию: в проекте используются источники естественного освещения и экономичные светодиодные конструкции. Или знаменитая Золотая станция метро «Финансовая площадь короля Абдуллы», расположенная там же, в столице Саудовской Аравии. Одна из самых дорогих построек мира создана из мрамора с элементами из золотых пластин. В ее архитектурном решении можно увидеть песчаные узоры пустыни, созданные ветром. В технологическом плане этот проект направлен на улучшение транспортной инфраструктуры с учетом роста населения столицы (по расчетам за 10 лет оно увеличится с 6,5 до 8,5 млн). Станция станет крупной развязкой, соединит метро и монорельс и сможет принимать в день более 3 млн пассажиров.
Футуристическое пространство «Сфера» в Лас-Вегасе (США), созданное архитектурным бюро Populous не только стало крупнейшим купольным сооружением на планете, но и ярким явлением медиа-культуры. Его поверхность площадью 176,7 тыс. кв. м покрыта светодиодными панелями, позволяющими транслировать видео с высоким разрешением. Внутри здания разместился зал на 17,6 тыс. человек, а также «танцпол» (стоячие места) на 20 тыс. посетителей.

Эмо-тек, по словам главного архитектора Москвы, «рифмуется с хай-теком и био-теком, но обладает своими уникальными особенностями». Новые образы архитекторам часто дарит природа, яркие идеи приносят локальные особенности и культурные традиции. Современные материалы и технологии открывают возможности для воплощения самых смелых замыслов. Но все чаще сегодня мы видим потребность человека в отражении природных форм и явлений, стремление к естественной красоте.
В Японии, рядом с Хиросимой, есть художественный музей Юмико Симосе (Yumiko Shimose), созданный архитектором Шигеру Бан (Shigeru Ban). Восемь передвижных галерей-кубов из цветного стекла словно плывут по воде искусственного пруда — такой образ навеян островами Внутреннего моря Сето. Любой из кубов-галерей можно переместить, меняя планировку музейного комплекса: они передвигаются по мостам, соединяющим блоки, демонстрируя изменчивость моря и мира.

Конференц-центр «Lotus» в форме цветущего лотоса в Уцзине (Китай) спроектирован австралийским бюро «Studio 505». Здание, «растущее» посреди искусственного озера демонстрирует 3 стадии раскрытия бутона. Проект создан с минимальным энергопотреблением: дно искусственного озера покрывают 2,5 тыс. геотермальных панелей.
Здания в стиле «Эмоциональное техно», всегда поражают ярким архитектурным решением, реализованным на основе современных технологий. Они запоминаются, врезаясь в память как образ и как идея, несущая смысл.

Еще один яркий пример — Шанхайская башня (Китай) высотой 632 метра, которая отличается не только футуристическим дизайном, но и реализацией идеи вертикального эргономичного «города» из девяти секций от 12 до 15 этажей. Благодаря спиралевидной форме здание собирает дождевую воду, которую используют как для отопления, так для охлаждения комплекса.
Москва задает тон
Сегодня эмо-тек, по мнению Сергея Кузнецова, получает все большее распространение в российской столице. Такая архитектура отвечает запросу на формирование узнаваемого и современного облика города. И среди строящихся девелоперских проектов можно найти немало интересных примеров, отвечающих требованиям новейшего стиля.
Например, жилой проект Solos, стеклянные «маяки» которого, созданные по проекту архитектурного бюро Kleinewelt Architekten, станут визуальным отражением района Сокольники. Две жилые башни высотой 41 и 49 этажей с зеркальными фасадами будут отражать небо и зеленый массив парка, меняя внешний вид в зависимости от времени суток и погодных условий.

Высотки, размещенные на общем стилобате, имеют схожие пропорции, но различаются архитектурными решениями: первая характеризуется легким прозрачным силуэтом, а вторая — более строгим и монументальным. Так весь ансамбль приобретает внутреннюю динамику, но не теряет стилистическую целостность, и, что очень важно, не «перетягивает» на себя внимание, отдавая должное зеленому окружению. Фасады 41-этажного здания будут практически полностью состоять из стекла с высокой отражающей способностью. Эффект воздушности и невесомости усилят конструктивные особенности здания — отсутствием прямых или острых углов на фасадах с постепенным расширением объема к вершине. Фасад второй высотки со скругленными углами выполнен с чередованием светлых алюминиевых композитных панелей и панорамных окон.


Ещё один пример — офисно-культурный кластер K-CITY в Басманном районе, который реализует девелопер OCTOBER GROUP совместно с фондом «КОБЗОН». Первая очередь проекта — 18-этажная башня, разработанная ведущим японским бюро Nikken Sekkei, — задумывалась как архитектурная интерпретация сцены и музыкального произведения. Волнообразные стеклянные фасады, пересечённые вертикальными металлическими линиями, отсылают к нотной партитуре и подчёркивают вертикальную динамику объёма, создавая эффект восходящего движения.

В основе концепции emo-tech лежат эмоции, обернутые в современную оболочку архитектуры и арт-объектов. Примеры применения этого стиля уже можно встретить не только на улицах столицы. Например, в Ленинградской области эмо-тек применяется при реализации курортного проекта «Рощино Residence», где одной из особенностей благоустройства территории станет парящий над озером бельведер. Его основные материалы — стекло и металл — являются традиционной основой стиля hi-tech. Однако плавные радиусные формы объекта, преобладающие в дизайне, гармонируют с природным окружением. Они смягчают визуальные линии и создают эффект непрерывности. Такой подход создает пример «современного лэнд-арта», исполненного в балансе биофильной концепции и футуристического модерна. На это решение авторов вдохновили эмоции, полученные в окружении природных ландшафтов векового леса и озер.
«Эмоциональное техно» может стать одним из любимых архитектурных стилей не только в Москве, но и в России. Он помогает избежать однообразия типовых решений и позволяет улучшать инженерные характеристики объекта, подчеркивает своеобразие локации и усиливает смысловую связь архитектурного образа с идеологической концепцией, предлагая девелоперским проектам новый эстетический код.
