Освещая города. Роль светодизайна в градостроительном мастер-плане. Журнал Redesign (Редизайн). www.redesign-home.ru

Освещая города. Роль светодизайна в градостроительном мастер-плане

Ландшафтный дизайн Эксперты

В российском строительном рынке давно закрепилось понятие мастер-плана, представляющего собой документ стратегического планирования территорий. Значимость строительного мастер-плана отмечают ведущие архитектурные бюро и проектные мастерские России, поскольку составление такой градостроительной документации приводит к регулированию землепользования и к грамотному совершенствованию городов. Современный мастер-план включает в себя зонирование территорий по функционалу, разработку экосистем, развитие инфраструктур, ландшафтное и архитектурное проектирование. Наметив стратегию развития и отобразив ее в градостроительном мастер-плане как в дневном восприятии города, архитекторы уделяют также внимание транспортным узлам, оптимизации инфраструктуры, выделению рекреационных земель, созданию гармоничных пространств. Обсудили архитектуру света с Екатериной Тарасовой, генеральным директором компании «Svet Expert».

Тенденции освещения городов

Освещение сегодня и освещение через 20 лет имеют совершенно разные принципы и подходы, поэтому разрабатывая свои проекты, мы всегда обращаем внимание на то, как впишется наша подсветка и какую роль она будет выполнять при условии развития города в последующие десятилетия. В своих проектах мы основываемся на положениях, указанных в градостроительном мастер-плане. При этом каждый город накладывает свои стилевые решения, так как свет носит не только функциональный характер. Городское планирование не затрагивает такого раздела, как архитектурно-художественное освещение, поэтому мы, светотехники, используем понятие светового мастер-плана, отображающего не только утилитарный свет, но и фасадную подсветку.

Главная тенденция в сфере архитектурно-художественного освещения городов состоит в том, что мы отражаем дух, самобытность архитектуры, продлеваем дневную панораму города и в вечернее время. Примером такого проекта является Ярославль. Это активно развивающийся город, в котором создаются новые экономические зоны, парковые и ландшафтные территории, строятся жилые и коммерческие помещения. Не смотря на всю современность и технологичность города, при составлении мастер-плана мы обязательно учитываем его глубокую историю и культуру. Ярославль — это столица Золотого кольца, белокаменный город с богатой православной архитектурой. И одна из главных задач в работе с таким значимым городом — подчеркнуть его историю и культурное наследие.\

Освещая города. Роль светодизайна в градостроительном мастер-плане. Журнал Redesign (Редизайн). www.redesign-home.ru

Каждый город России — это своя история, своя архитектура, свое достояние.

Главный фактор, который является ключевым при проектировании освещения городов — это погружение в его культурное наследие и историю. Невозможно грамотно выполнить проект освещения, не зная, чем живет город, какие у него точки притяжения, видовые локации, его главные туристические маршруты, значимые строения. Основным этапом проектирования является предпроектная работа, во время которой светодизайнеры детально изучают сегодняшнюю ситуацию в городе, погружаются в каждый раздел, учитывают исторические события и факты. Всегда в начале работы с объектами мы обращаем внимание на его основные особенности. Следующим этапом идет разработка концепции освещения, включающая в себя функциональную и ландшафтную подсветку, освещение магистралей и архитектурно-художественный свет.

Световой мастер-план в первую очередь — это про достаточное и необходимое количество источников света.

Чем больше света, тем лучше; чем ярче, тем красивее.

Все эти позиции являются неграмотным подходом в освещении. У светотехников стоит задача поставить не максимальное количество оборудования, а применить нужное число светотехники для полноценного освещения города, объектов. Современные светодизайнеры сосредоточены не только на том, чтобы разработать красивые концепции и визуализацию, но и на источниках света, которые будут применяться для осуществления поставленной задумки.

Главными показателями для высокоуровневых светотехнических компаний является мощность и световая отдача. Эти аспекты влияют на общую энергоэффективность всей системы. Световой мастер-план не должен создавать большой дополнительной нагрузки в потреблении электроэнергии. При работе с городами наша компания всегда использует только светодиодное оборудование с высоким световым потоком.

Цифровизация городской среды сегодня затрагивает все аспекты в строительной отрасли.

Безусловно, современный градостроительный план невозможно представить без создания цифрового интеллектуального двойника городской среды. Подобное введение инноваций не обошло стороной и разные разделы освещения. В ландшафтной подсветке на данный момент все чаще используются умные опоры городского света. Опора освещения будущего — это целый многопрофильный модульный элемент городской среды, комбинирующий в себе мобильную связь, видеонаблюдение, звукооповещение и прочие сервисы, которые позволяют осуществлять мониторинг за транспортной и экологической ситуацией в городе. От выбора мачт, опор зависят все последующие этапы в проектировании современного ландшафта. Умная опора в первую очередь является комплексным решением с широким спектром дополнительного функционала, без которого мы не можем представить сегодняшнюю городскую среду. Эпоха технологий отразилась не только на ландшафтных светильниках, но и на уличных фонарях, магистральном освещении. С развитием технологий появляется такое понятие, как умное уличное освещение.

Инновационный подход в области светотехники в первую очередь отображается на интеллектуальных особенностях городского света.

Участвуя в реконструкции городского освещения, светотехники используют в своих проектах умные уличные фонари. Это интеллектуальная система, которая с помощью беспроводной связи позволяет контролировать источник света и задавать разные значения его яркости, получать информацию о неисправности оборудования и вести учет электроэнергии города. Раньше включение и отключение уличной подсветки сопровождалось использованием реле или дистанционно, а на сегодняшний день это целая умная среда. Такой технологичный подход наблюдается не только в наружном освещении, но и в архитектурно-художественном свете и в прочих светотехнических разделах, что является необходимостью и потребностью для сегодняшнего строительного мастер-плана.

Освещая города. Роль светодизайна в градостроительном мастер-плане. Журнал Redesign (Редизайн). www.redesign-home.ru

Экологическая устойчивость – это важнейшая задача современного светотехнического бизнеса.

При проектировании освещения современного города светотехники обращают внимание на инновационные решения, передовые технологии, а также на соблюдение зонирования территорий, уровень освещенности. Важной составляющей для освещения города выступает соблюдение энергоэффективности и экологической устойчивости освещения. На сегодняшний день современная светотехническая компания за свою приоритетную задачу берет снижение негативного воздействия на окружающую среду. Использование светодиодных систем освещения с минимальным тепловыделением уже минимизирует загрязнение экологии. Новейшее светодиодное оборудование практически не содержит опасных веществ таких, как ртуть, свинец, поэтому производство такой техники и его последующая утилизация исключают нанесение вреда здоровью человека. Таким образом, вектор развития светотехнических проектов нацелен не только на цифровизацию и внедрение новых технологий, но и на использование безопасного для экологии светотехнического оборудования. Экологически чистые приборы — это то оснащение, которое мы активно применяем при работе со всеми объектами. Какими бы светильники не были современными, экологичными и модернизированными, именно архитектура города является ключевой деталью при проектировании.

Сохранение городской архитектуры — это приоритетная задача для светотехника.

Новомодное оборудование, гобо проекция, светильники с новейшим дизайном — вся эта современность может не вписываться в срезе конкретного города. Иногда городская архитектура требует использования светильников с устаревшим дизайном.

Примером использования такого освещения является ландшафтный свет городов Золотого кольца. В таких значимых с глубокой историей местах невозможно установить актуальные акриловые светильники с матовыми рассеивателями в виде трубы, подсветку со светоотражающей поверхностью, поскольку культура и фасады города диктуют свои требования по выбору источников света. В исторических центрах, где поддерживается дух императорской России, мы часто вынуждены применять оборудование подобное «пушкинскому фонарю»: используются торшерные светильники, выполненные с элементами ковки, орнаментами на корпусе, декоративными узорами и с температурой свечения до 2000К. Осовремененный «пушкинский фонарь» более экологически безопасный и экономически эффективный, имеет долгий срок службы, а его внешний облик сразу же окунает в эпоху начала XVIII века.

Работая с большим количеством объектов культурного наследия на территории нашей страны, мы не можем использовать высокотехнологичные решения с умным освещением, ультрасовременные типы прожекторов. Здесь применяются минималистичные формы, принцип скрытого источника света, когда днем не видно, откуда идет световой поток. Первостепенные задачи светодизайнеров — не испортить городскую архитектуру, повторить городской стиль, передать атмосферу города, продлить панораму города в вечернее время.

Завершающий этап проекта освещения — это его эксплуатация.

Разработав проект, отъюстировав и настроив работу каждого прибора, светотехническая компания приходит к этапу гарантийной эксплуатации оборудования. И я считаю, что одним из вызовов в области освещения в ближайшей перспективе будет именно оптимизация технической эксплуатации и устранение какой-либо неисправности в световой системе. С развитием городской инфраструктуры увеличивается общий темп жизни, в связи с чем требуется своевременная и быстрая ликвидация всех неточностей работы устройств. В будущем каждый прибор, элемент и участок будет снабжен дополнительным программным датчиком, позволяющим быстро узнать и устранить неполадку.

Сейчас светотехнические компании, работая над рекламацией и эксплуатацией, вынуждены вызывать монтажные бригады, прозванивать силовые кабели, следить за блоками питания, протирать оборудование. Я предполагаю, что в скором времени все это останется в прошлом, а светотехнический проект будет невозможно представить без умных светильников. Этап разработки проектной документации с использованием такой техники усложнится и дополнится материалами по программному обеспечению, увеличится в объеме и в сроках, но для проектов освещения городской среды это позволит ускорить эксплуатацию.

Помимо всего прочего автоматизированный свет даст возможность отслеживать движение транспортов, пешеходов и управлять продолжительностью работы светотехнического прибора в соответствии с требуемой ситуацией в городе. Сегодня довольно часто можно наблюдать ситуацию, когда светильники работают в полную мощность без необходимости в тех местах, где нет интенсивного движения. Умная подсветка способна справиться с данной проблемой с помощью программного централизованного обеспечения.

Деятельность светотехника нацелена в первую очередь для людей, для города, для окружающей среды.

Это три основных Заказчика, с которыми мы сталкиваемся и работаем ежедневно. Наши проекты должны носить исключительно созидательный характер, так как грамотный свет не только несет эстетическую пользу, но и создает комфорт, обеспечивает безопасность.

Поделитесь этой статьей:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *