журнал Redesign (Редизайн). www.redesign-home.ru

48 Российский Антикварный Салон&Lifestyle 

Культурная хроника События

Российский Антикварный Салон на протяжении 25 лет является крупнейшей ярмаркой искусства в России.

Все произведения, представленные на ярмарке, высочайшего качества, а участники — ведущие галереи.

Одна из ярких фишек осенней ярмарки — создание пространства, где объединяются профессионалы из разных сфер искусства и культуры: галеристы, дизайнеры, эксперты, коллекционеры. Специальная программа LIFESTYLE «Искусство интерьера» представит лучшие экспозиции ведущих современных художников и дизайнеров.


Алексей Адуцкевич, директор галереи АртПорт

Галерея АртПорт в рамках ярмарки впервые покажет произведения из нового проекта Concept/Art/Confession group «Реконструкция Сознания».

Европейское изобразительное искусство нащупало свои предельные границы на рубеже XIX-XX веков. Высший градус реализма в переложении окружающего мира на холст уже пройден, успешно осваивается фотография, мировая история переживает очередной кризис, упадок и поиск новых смыслов, на пороге стоит Большая Война. Гуманистические ценности, заложенные в XVIII веке, исчерпаны. Уже не соответствуют духу времени сложившиеся за века каноны искусства, и оно ищет новые точки опоры.

Так в европейской культуре родилась практика синтеза искусств, Gesamtkunstwerk, когда в единой художественной гармонии объединялись все возможные направления, материалы и техники, музыка и архитектура, скульптура и поэзия, исследование новых материалов и формальные эксперименты.

В то же время в Европе распространилась мода на архаические культуры. Многочисленные археологические экспедиции, реконструкция древних магических и мистических культов  – все это ощутимо расширило горизонты мировоззрения и эстетики европейцев. В проявляющихся из-под толщ песка и тысячелетий первобытных артефактах обнаружилась забытая европейцем мощь материала, концентрированная правдивость и пластическая убедительность. Это открытие пришлось весьма кстати как художникам, так и поэтам, нервно искавшим альтернативу затасканным и лишившимся смысла словам.

A premonition

Уже довольно скоро эстетика накрылась Черным Квадратом, а мировоззрение Мировой войной. Основанной на индивидуализме и вере в превосходство культуре белого человека пришел конец. Кризис ее распада длился больше века и похоже на то, что наконец он близок к завершению.

Старое искусство инертно, а очертания нового еще только тасуются в зеркалах небесного калейдоскопа. Но уже очевидно, что в будущее возьмут не всех. Сверхнормативный багаж прошлого века, весь этот дикарский спектр формалистических экспериментов, концептуальных головоломок и остатков иллюзий о художнике-визионере уже пересматривается. И вновь открываются общечеловеческие критерии ценности: мастерство автора и убедительность материала.

Минская группа Concept/Art/Confession под управлением Олега Шобина этим естественным критериям соответствует. Художники создают функциональную скульптуру, фотообъекты, коллажи и интерьерные арт-объекты. Все это крупные вещи тончайшей степени проработки, что отдельно можно отметить в наше время засилья масс-маркета и самодеятельности в выставочных залах. Участники C.A.C Group идут по пути синтеза искусств, когда картинное изображение дополняют специально созданная уникальная рама и тумба из мореного дуба или более мягкого резного дерева, золоченые поталью, дополненные речной галькой и скульптурой, приближающейся к штучным шедеврам эпохи модерна. Контрастное сочетание фактур и материалов, брутального деревянного массива с тонким золочением, металлическими зеркальными брызгами, мягким мехом – все это создает ощущение пластической полноты и законченности работ художников C.A.C Group.

Эти вещи напоминают часовые механизмы и драгоценные шкатулки средневековых мастеров, где подробнейше проработан каждый миллиметр поверхности, включая сокрытые внутренние части, которые никогда не должен был увидеть глаз человека. Белорусские художники обращаются к творчеству как таковому, как к стихии, в проявлении которого не может быть ничего малозначимого, незавершенного, пропущенного. Эти искусные предметы можно разглядывать бесконечно, поражаясь точности мастерства, открывшего нараспашку дерево, металл и камень.

Именно работа с чистым материалом, не засоренным беспорядочной «творческой волей» (эта выдумка философов-гуманистов закончилась мировой войной и деконструкцией искусства), позволяет C.A.C Group преодолеть модернизм. В объектах C.A.C Group новой серии «Реконструкция разума» (которая подводит итог более чем десятилетней работы с различными фактурами) будто бы работают эгрегоры дерева и металла; изображение на досках проявляется естественно, так же, как свободно растекается по поверхности расплавленное олово. Синтетический объект практически монолитен и не делится на составные части—«картина», «подиум», «рама». Все это вместе следует внутренней тектонике материала и читается как гештальт.

При этом настолько же тектоничны изображения, несмотря на то, что даны в объектах фрагментарно. Зачастую они резко кадрированы. Мы видим части женских и мужских голов, полуотвернутые от нас сокрытые лица, размытые торсы. Они не дают ощущения отдельного образа, и их дополнительно скрывает декоративный оклад. В одной картине мы могли бы узнать  персонажа Френсиса Бэкона, а внимательнее приглядевшись, скорее сравним его с поздне-рубенсовским образом в коричнево-охристых тонах. Сверху изливается поток света, на голову наброшена плотная скрывающая ткань, и все это припечатано загадочным то ли амулетом-маятником, то ли артефактом из пролившегося раскаленного железа.

Столь же неоднозначны образы других картин серии. Выдирающий из себя то ли сердце, то ли легкие мужчина показывает зрителю средний палец. Манера светописи здесь уже другая: почти караваджистский свет, очень контрастный, с глубокими тенями. Рядом—маленький  человечек на четвереньках улепетывает от чудовищных рыб, вышедших из Босха. Распятие из четырех торсов, пробитых пулей или гвоздем. Обнаженный старик, напоминающий пожирателя Сатурна-Хроноса, тащит кого-то на спине, а рот его заткнут стальной соской… Маленький зверек на женском портрете—как у голландцев, когда одушевленные и неодушевленные атрибуты служили символическим пояснением генерального образа.

Но к Шобину эти заманчивые расшифровки неприменимы. Вся эта увлекательная «угадайка» – лишь один из составляющих пластов творчества C.A.C Group. Дистанцируясь от конкретности образов и трактовок, совмещая все со всем, художники пробиваются к уровню символов и архетипов, у которых нет прямых соответствий в реальном мире. Подобно танцу теней на стенах платоновской пещеры, комбинаторика стилей, художественных приемов, материалов, эффектов, сюжетов и персонажей, текстур и фактур в ассамбляжах C.A.C. Group порождает новые синергийные смыслы и ощущения. В этой парадигме 1 + 1 может равняться (и равняется!) 11, что позволяет нам снисходительно забыть то, чему учили в школе, и выйти на новый виток символического знания о мире.

Схожим образом удалось преодолеть границы модернизма Валентину Коржову, трагически погибшему этой осенью. В его последнем проекте в Венеции фрагменты тел в окладах из блестящего металла и безупречного пластика складываются в композиции, которые отчетливо напоминают шедевры европейского искусства, но не указывают на них, оставаясь самодостаточными настолько, насколько может быть полноценен земной образ.

К объектам C.A.C. Grouр не стоит относиться как к требующему разгадки изображению в хитроустроенной раме. «Реконструкция разума»—проект синергийный. Тогда как традиционный художник борется с косным материалом и проявляет образ, отсекая лишнее, работа группы C.A.C. заключается в обратном процессе: следовании естественному развертыванию материи. Дерево и металл больше не ограничены творческой волей, они подчиняются только гравитации.

Художественный образ каждого отдельного объекта создается естественной (в духе Руссо) текстурой древесины, свободным течением металла, иллюзорной плотностью меха. Нетронутые (в пределах объекта, но все же) внешним разумом, они представляют стихии: Земля, Огонь и Воздух, в точке соприкосновения которых и возникает антропоморфный образ. В этой серии художниками реконструируется сам процесс восприятия.

И хорошо видно, что проявляющийся на плоскости образ двумерен и вторичен по отношению к окаймляющим его первоэлементам. Вещи группы C.A.C. свободны от вечного соблазна и кошмара свободного художника, «написать картину, чтобы все ахнули» и болезненно эксплуатировать творческий эдипов комплекс.  Дерево, камень, металл, мех и немного фотоэмульсии—этой беспощадной естественности достаточно для создания идеального объекта.

Естественность и пластическая убедительность в уставшем от модернизма мире стоят дорого.

Atlant. Revival 2

Приглашаем Вас посетить Антикварный Салон и стать зрителем-участником выставки. Созерцая настоящее искусство, обмениваясь впечатлениями от увиденного, получить интеллектуальный vibe!



Комплекс «Гостиный двор»

Москва, ул. Ильинка, дом 4
🌐 antiquesalon.ru

23-27 ноября 2022г. с 12.00 до 21.00

Поделитесь этой статьей:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *